В то время, как в Украине продолжаются горячие обсуждения вопросов энергоэффективности и энергосбережения, пока чиновники решают, где экономить, как это делать и кто будет ответственным, в Польше с 2001 года реализует соответствующие программы на практике.
Яркий пример — гмина Белокурая, которая относится к Нижньоселезийського воеводства Дзержуньовського уезда. На территории площадью 36,5 кв. км проживает около 32 тысяч населения. Именно эта община стала одной из первых, кто сделал существенный шаг в направлении энергоэффективности. В 2001 году в гмине Белокурая, благодаря реализации проекта «Leonardo da Vinci», был создан первый в Польше и Центрально-Восточной Европе новаторский образовательное учреждение — «Солнечную школу».
Эксперты Гражданской сети ОПОРА попытались проследить путь развития этой школы и определить секрет ее успеха.
Как закладывались основы энергосбережения
За средства, которые были выделены из городского бюджета, и при поддержке Нимецькогоекологичного фондуDBU, было отремонтировано здание и смонтированы первые солнечные батареи. Торжественное открытие состоялось 23 марта 2001 года. В нем принимали участие не только представители местной власти, но и партнеры из Германии и Австрии, которые помогали готовить педагогов.
Годом позже «Солнечная школа» была преобразована в Центр возобновляемых источников энергии, который успешно работает и сегодня в Уездному центре практического образования. Этот Центр — своеобразный инкубатор, на базе которого учатся и воспитываются специалисты из возобновляемых источников энергии. Кроме умения применять новейшие источники энергии, они смогут строить дома с нулевым потреблением электрических ресурсов. Звучит сказочно, не так ли?
Большое значение практики
На самом деле это заведение прошел долгий и нелегкий путь. Будущим преподавателям школы пришлось самостоятельно приобретать практические знания, посещая соседние государства, такие как Германия, Австрия, Италия, самостоятельно создавать учебную базу. Первый набор насчитывал 27 студентов, к выпуску их осталось только девять. Но энтузиасты не отказались от своей идеи и продолжили работать.
Прошло время. Сейчас в школе есть мощная база, которая позволяет студентам на практике ознакомиться с работой солнечных батарей, теплонасосов, понять реальную пользу использования котлов на альтернативном топливе: пеллетах, эко-горошка, иве. Школа полностью обеспечивает себя горячей водой, теплом и светом из альтернативных источников. На крыше смонтированы солнечные батареи и ветрогенератор, в подвальном помещении расположены котлы.
Кроме того, практическая база пополняется благодаря участию школы в различных программах и проектах, которые финансируются из средств Европейского Союза.
На территории учебного комплекса построен корпус с нулевым потреблением энергии, так называемый «пассивный дом». Он служит базой для будущих строителей. Внутри проходят практические занятия, студенты учатся восстанавливать стены, перекрывать крыши, рассматривают варианты проведения вентиляции, которая позволила кондиционировать воздух и сохранять тепло.
А что дальше?
Продолжить обучение после окончания учебного выпускники могут в Вроцлавской политехнике. Один из выпускников «Солнечной школы» на ее базинаписав и успешно защитил докторскую диссертацию. Сейчас заведение открывает свои двери для студентов всех возрастов — всех желающих получить знания в области энергоэффективности. Занятия проходят на платной основе, а средства направляются на дальнейшее развитие учреждения.
Немецкий экологический фонд, который способствовал созданию школы, и сейчас активно поддерживает внедрение альтернативных источников энергии, и финансово поддерживает инициативы, направленные на улучшение окружающей среды.
Используют ли украинцы опыт соседей?
По словам директора школы Иренеуша Рутовича, он понимает, какое тяжкое испытание стоит перед Украиной. Но он уверен, что процесс перехода на энергосберегающие технологии будет полезным. Главная задача, которую он видит сегодня — создать предпосылки внедрения энергоэффективности, ведь все страны постсоветского пространства получили в наследство енергонеефективни дома и привычку марнотратногоставлення ко всем видам энергии. Директор Рутович готов делиться опытом, главное, чтобы жители Украины были стремились воспринимать и применять новые знания.
Так, в Польше, начиная с детского сада, проводится информационная работа. Дети воспитываются с пониманием собственной ответственности. На стенах висят постеры, которые напоминают о важности энергосбережения. Мотивация к сохранению окружающей среды для будущих поколений формируется у детей в раннем возрасте. Проводятся соревнования и различные мероприятия для подростков и взрослых.
«Эта работа очень тяжелая и ответственная, -говорит господин Иренеуш, — но без нее ни один закон, каким бы хорошим он ни был, не будет иметь никакого смысла, если люди не понимают, что получат в конечном итоге».
Важность создания подобных учебных заведений в Украине — очевидна. Сотрудничая с нашими польскими коллегами, мы можем получить четкие рекомендации, последовательные шаги необходимо предпринять, чтобы избежать больших потерь и разочарований на пути к энергетической независимости нашего государства.